Изначально русский ампир имел много схожих черт с французским, но стиль начал развиваться самостоятельно и благодаря новым конструктивным решениям русских архитекторов и мастеров, стал национальным стилем, созвучным времени побед, и надолго вошел в русский быт.
В начале XIX века русская столица принимает законченный вид. Создаются большие парадные здания и окончательно формулируется главный принцип столичного градостроительства – свойственная ему организация архитектурных ансамблей. Это время великих русских зодчих: Кваренги, Росси, Стасова, Тома де Томона, Бове
Архитекторы этого времени не только проектируют здания и вписывают его в окружающую городскую среду, но и разрабатывают внутреннее убранство и мебель для этих интерьеров. По эскизам архитекторов мебель создавали в мастерских Тура, Гамбса, Бобкова, Баумана.
Появилась мебель характерного узнаваемого дизайна с латунными поперечными и продольными накладками, получившую в дальнейшем название «Русский жакоб». Она выпускалась в том или ином виде на протяжении всего девятнадцатого века по всей стране. Первые мастерские, которые делали такую мебель – мастерская Гамбса и мастерская Мейера.
Композиционное решение ампирная мебель напоминает соразмерную композицию классического архитектурного здания. Здесь также есть трехчастное деление основного объёма на цоколь, основную и верхнюю часть. Вертикальный объём симметричен.
В начале XIX века мебель для сидения имеет прямую спинку простых форм. Спинка становится прорезной, украшается фигурными композициями: военные трофеи, лиры, грифоны, лавровые венки. Локотники кресел опираются на лиры, колонки или решены в виде фигур лебедей.
Особой популярностью пользуется кресло-корытце. Изначально эта форма мебели пришла из Франции. Там такое кресло-гондола с лебедиными головами вместо подлокотников предлагалось как дополнение к письменному столу. В России получила распространение и вышеупомянутая форма, но в местной традиции, с применением красного дерева. А так же совершенно уникальное кресло-корытце с грифонами и вазой в центре спинки. Грифоны часто красились в черный цвет, а ваза золотилась.
Диваны крупных четко очерченных форм с портикообразно решенной спинкой и привычными для ампира вариантами решения подлокотников. Диваны покоятся на массивных прямоугольных опорах либо резных львиных лапах.
Столы представляли из себя круглую, овальную или прямоугольную полированную столешницу на одной массивной граненой или резной опоре. Вместе с ампирным диваном и парой кресел они составляли вполне законченный традиционный гарнитур светской гостиной начала 19 века.
Русская мебель этого периода в основном фанеруется шпоном ценных пород дерева: махагони (красное дерево), карельская береза, тополь, волнистая береза, клен «птичий глаз». Частый декоративный прием — применение шпона красного дерева «пламя». Так же фанерованная мебель украшалась резными золочеными накладками. Такая мебель полировалась шеллаком.
Более дешевые варианты мебели создавались из массива березы и сосны и красились в белый цвет. Парадная мебель покрывалась левкасом и золотилась.
Начиная с 10-х годов при изготовлении мебели широко применяются мраморные, малахитовые и яшмовые столешницы, гипсовые медали и фарфоровые плакетки с античными сюжетами.
Реставрация ампирной мебели предполагает работы по восстановлению целостности фанеровки и реставрации полировки. Особенно важно использовать натуральные материалы: столярный клей, лучше осетровый клей, шпон соответствующего качества и толщины, шеллак и спирт.